Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Хутор Герц

      Говорят, если хорошенько потереть любого русского, то обязательно проявится татарин. Не стану утверждать, что это так, но вот стоит поскрести любого российского немца и непременно обнаружится меннонит.

       Меннонитство, как религиозное течение, возникло в эпоху европейской реформации в середине шестнадцатого века под влиянием проповедей гениального и полубезумного бродячего священника Менно Симонса. Доктрина меннонитов отличалась веротерпимостью и отрицала насилие, впервые провозгласив пацифизм как религиозный догмат. Все мировоззрение меннонитов строилось вокруг общины, только ей они блюли верность и ее интересы ставили превыше всего. За пределами общины для них не существовало ни воинской присяги, ни государства. Меннонитство особенно распространилось в Голландии и Германии во время тридцатилетней войны (1618-1648гг). Пацифизм и примат интересов общины помогали крестьянам спастись и выстоять в этом безумии религиозной войны, когда католики и лютеране с упоением резали друг друга по всей Европе. По окончании тридцатилетней войны и те, и другие с тем же упоением принялись уничтожать меннонитов, ибо нефиг. Вдруг выяснилось, что меннониты – первейшие враги государства, поскольку совершенно в нем не нуждаются. От кровавого террора меннонитские общины стали разбредаться по миру. Есть упоминания о появлении общин в окрестностях Хорезма и даже на Филиппинах.  

     Покуда Европа захлебывалась в крови религиозных войн и кроила по живому Германию между Пруссией и Австрией, Россия наводила порядок на своих южных рубежах, присоединив Дикое поле, Тавриду, Крым и Бессарабию. Но пехотные полки лишь завоевывают территорию, освоить землю - сделать ее своей, могут только крестьяне. А вот с крестьянами была просто беда. Свободных крестьян для заселения огромных пространств в России не было. Казенных крестьян было не так уж много, а попытка изъять даже часть крепостных у помещиков, и так недовольных увеличенным рекрутским набором, могла привести к развалу государства. И тогда Екатерина Великая пригласила на новые земли меннонитов, гарантировав им религиозные свободы и право на самоуправление в пределах общин.

        С середины восемнадцатого века и по начало девятнадцатого множество меннонитских общин переселились в Киевскую и Екатеринославскую губернии. В нижнем Поволжье образовались обширные колонии: Екатериненштадт и Александерталь.

    Поволжские общины благополучно росли и развивались вплоть до середины двадцатого века, превратив засушливую нижневолжскую степь в цветущий рай. Выходцы из меннонитских общин служили государству на разных поприщах, полагая Россию своей Родиной.

     Развитие меннонитских колоний на Украине довольно быстро уперлось в недостаток свободной земли для растущего населения, так как этот край стремительно заселялся крестьянами екатерининских генералов, получивших здесь обширные владения. В немецких традициях наследования не принято делить земельные наделы между сыновьями поровну, все достается старшему сыну. Остальным же кот в придачу к сапогам, выпадает редко. В основном лишь сума да родительское благословение.

       Не имея возможностей к расширению, колонии стали поставщиками свободных людей, которые, отрываясь от общинной жизни находили себя в ремеслах, военной и гражданской службе. Многие из них оставались безземельными крестьянами или батраками. Однако, извечная крестьянская мечта о свободных землях манила батраков в Сибирь и дальше. С одним из таких переселенческих караванов в самом конце девятнадцатого века отправился в Сибирь и мой прадед Герц с женой и двумя сыновьями.


Хутор Герц

      Дорога из Екатеринославской губернии в Омскую растянулась на два года. В конце пути у прабабушки стали отказывать ноги, тогда прадед соорудил для нее тележку, которую тянул с сыновьями по бесконечному Сибирскому тракту. Вместе с ними держались меннонитские семьи Кнельц и Кун. Ранней весной прибыли они в отведенное для поселения место.

       Место оказалось пологой чистой возвышенностью на берегу Иртыша. Вдоль возвышенности тянулось заросшее кураями болото, где дикой утки было столько, что при взлете огромных стай закладывало уши и темнел свет. А земля – где ни копни, жирный чернозем.

      Кое-как соорудив шалаши да землянки, стали переселенцы обживаться да ждать начальство, что должно было определить им земельные наделы. Начальство прикатило теплым апрельским днем. В бричке кроме возницы сидел землемер, худощавый мужчина средних лет в форменном сюртуке с деревянной саженью в руках, немного похожий на черного журавля. Сопровождал землемера полицейский урядник, плотный и розовощекий, с пшеничными усами, в синем кителе и при сабле.

      Землемерная служба в те времена была, как говорится, «и опасна и трудна», да и новым поселенцам следовало показать, что власть в этом медвежьем краю есть и она бдит. Оттого и присутствие урядника было вполне оправдано.

     Загодя предупрежденные переселенцы накрыли для начальства стол, собрав что могли, не поскупившись на «казенную» и тихо переминались в сторонке, покуда начальство размяв ноги, затекшие от долгого сидения в бричке, да опрокинув по чарке, хрустело лучком да моченым огурчиком.

      Памятуя о деле, землемер вскоре подхватил свою сажень и принялся споро размечать красную линию дворов будущего поселения, отводя каждому семейству положенную для усадьбы площадь. Промеры закреплялись заранее заготовленными кольями, урядник, топорща усы, старательно записывал что-то в большую книгу и вскоре будущее поселение обрело контуры. Обойдя кураи, в степи землемер также отбил линию, разметил на ней надел для каждой семьи в соответствии с количеством душ и обозначил кольями межи. Совершив сей труд, утомившееся начальство вернулось к столу, где уже основательно отдало должное хлебосольству переселенцев, не забывая разливать по чаркам «казенную».

      Среди переселенцев, однако наметилось некоторое волнение. Посовещавшись меж собой, они приблизились к столу и подтолкнули вперед Герца, который теребя картуз и мешая русскую речь с немецкой вежливо вопросил, мол, не угодно ли будет их благородиям завершить начатое, а то вот солнышко уж клонится, а полной ясности по земле нет. И добавил, как молитву: «Ordnung ist das halbe Leben». При этом покосился на изрядно опустевшую бутыль. Землемер отставил чарку, уставил помутневший взор на Герца и ответил несколько раздраженно: «Да ведь я все промеры сделал, какого ж рожна вам еще надо?» Но Герц стоял на своем: «Wie kann das sein? Und in der Ferne wie viel? Сколько можно пахать вдаль?» Землемер оторопело выпучил глаза: «Пахомыч, ты слыхал? Он спрашивает, как далеко можно пахать…» И землемер с урядником принялись хохотать. Отсмеявшись урядник вытер кулаком пшеничные усы и произнес: «Да хоть до самой до Индии пашите.» Землемер с урядником выпили «на посошок», сели в бричку и укатили в Омск. Так весной 1901 года образовался хутор Герц.

      Эту анекдотичную историю про землемера и слова «пашите хоть до Индии» будут помнить несколько поколений хуторян. Они воспримут их как благословение для жизни на этой щедрой и отзывчивой на крестьянский труд земле. Никогда более они не будут знать недостатка ни в пахотной земле, ни в выпасах, ни в водных угодьях.

В 1928 году хутор Герц переименован в село Красная горка, каковое существует и поныне. Теперь это практически пригород Омска.

        Живут ли там сегодня потомки Герцев, Кнельцев и Кунов мне неизвестно.


апрель 2022.


Нет комментариев
Добавить комментарий