Сказки старого Тыма III


Сказка третья: "Капитан Валера"

 

Сколько я бродил, сколько колесил,

Сколько башмаков даром износил,

Только не встречал тех кто просто так,

Задарма чинил башмаки бродяг.


Мне с календарем крупно повезло -

У бродяг всегда, представьте, красное число.

Красен солнца диск на закате дня - 

Значит выходной, представьте, завтра у меня!

(В. Черницкий)


"Главное на катере что? Правильно. Дрова."

(Капитан Валера).


        Шел по дороге нам навстречу щуплый мужичок с пьяной тщательностью обходя лужи.

        - Ты откель, парень? - окликнули мы его. Мужик мотнул головой куда-то нам за спину. От этого жеста его еще больше заштормило и он стал выделывать ногами замысловатые  кренделя в попытке сохранить равновесие. Мы обернулись и увидели у берега самоходку, что прежде стояла в Напасе. Из трюма торчала длинная жестяная труба  испускавшая сизый дымок. Мы снова обернулись к мужику, который почти справился с непослушными ногами и буквально забросали парня вопросами:

        - Вы вниз пойдете? Когда?

        - А переночевать можно у вас?

        - А может мы с вами уйдем до Каргаска? Возьмете?

        Мужик энергично замотал головой сначала сверху вниз, потом из стороны в сторону. От этого действа его опять сильно заштормило и парень сосредоточился на своих непослушных ногах, потом стабилизировался и ответил нам четко и внятно:

        - Мы завтра утром уходим до Новосибирска. Переночевать у нас можно, места достаточно. А по поводу Каргаска нужно разговаривать с капитаном. Капитан сейчас на берегу, у сестры, будет только утром. 

        Истратив остаток сил на этот монолог, матрос изящно опустился на четвереньки и пополз по узкому трапу на борт.

        - А где искать капитана?

        - Валеру все знают. - буркнул матрос и исчез в трюме.

       Коротко посовещавшись, решили "ковать железо не отходя от кассы", и отправились в поселок на поиски капитана. Вскоре нам встретился второй матрос. Гигант в длинном зеленом плаще и высоких сапогах бодро вышагивал по лужам горланя бравурный марш. Он протопал мимо нас, даже не скосив глаз и не повернув седой головы, только окатил брызгами. Матрос в том же бравом темпе взошел по трапу и нырнул в трюм, где вскоре что-то оглушительно загремело.

        Мы прошли километра полтора, когда из-за поворота выехала Delica Олега. Воистину, вечер встреч. Олег посмотрел на нас несколько оторопело:

        - Я не ждал вас так рано.

    Объяснили все обстоятельства и стали просить помочь нам в розыске капитана. Мне показалось, что Олег был слегка раздосадован нашим появлением, что совсем не удивительно, ведь они ехали с другом на рыбалку, а тут мы, как два чертика из табакерки. Но это где-то в большом городе тебе могут помахать рукой: "Извини, тороплюсь. Дела". И исчезнуть за поворотом с легкой душой. Здесь мужики другой породы. Олег молча развернулся опять в сторону поселка. Выяснилось, что его приятель знает нашего капитана и его сестру. Подъехали к дому. На крыльцо вышла пожилая женщина, мы объяснили цель нашего визита. Затем  появился среднего роста мужчина в бушлате поверх серого флисового костюма и в кепке с козырькомЯ бы назвал его стариком за дубленое лицо и седую щетину, отросшую до размеров бороды, если бы не глаза, смотревшие на нас живо и весело. Не бывает таких глаз у стариков. 

       Я изложил просьбу взять нас  с Сергеем на борт до Каргаска. Капитан тут же согласился с мягкой улыбкой. Я же, как тертый калач, осторожно поинтересовался стоимостью, уклончиво сказав, что кое-какие денежки у нас с собой есть, хоть и не очень много - хотелось несколько понизить стартовый уровень торговли. Валера махнул рукой: - "Да какие деньги, не надо ничего". Я слегка опешил, ведь путь по реке в триста верст займет не один день. "Мы медленно идем, нам торопиться некуда. Может неделю будем до Каргаска идти, может больше. Смотрите сами, устроит вас такая дорога?" - все с той же мягкой улыбкой сказал капитан, словно услышав мои мысли. "Устроит" - я энергично закивал, - "Ну тогда грузитесь, скажете ребятам, что я разрешил." 

        Теперь мы поехали к Олегу домой, забрали оставленые вещи и отправились снова на берег. Прощание с Олегом вышло недолгим, мы и так потратили много его времени. Быстро темнело. Дождь со снегом перешел в мокрый липкий снег. Олег завел мотор и его лодка расстворилась в серой пелене. Мне хотелось так много ему сказать о моем теплом отношении к нему, о нашей благодарности за все, что он сделал для нас. "Но время торопит, возница беспечный..."

        Мы перетаскали и разместили на палубе наше снаряжение, накрыли его тентом, привязали лодку к лееру и спустились на камбуз. Оба матроса продолжали банкет, но уже без особенного рвения. Корабельный кок  Виктор, большой такой парень, все пытался чем-то нас накормить, но встать не смог, да и говорил с трудом, а Игорь, матрос, встать даже не пытался, но говорил удивительно трезвым голосом. Мы быстро перекусили чем-то из своих запасов, выпили по кружке горячего чаю и отправились укладываться в кубрик. В кубрике  топилась печь и было тепло. В углу на койке кто-то спал. Мы быстро сняли с себя всю сырую одежду и улеглись. Я задремал тотчас, но физически ощущал сквозь сон как из меня выходит промозглый сырой холод.

         Проснулся уже по свету. В кубрике заметно посвежело, даже не хотелось вылезать из теплого гнездышка. Поглядел в иллюминатор - на улице метет. "У природы нет плохой погоды" - никогда эта, еще вчера сомнительная истина не казалась мне такой верной и жизнеутверждающей, как теперь, из оконца иллюминатора.


        Судя по звукам, гулко разносящимся по стальному корпусу корабля, команда просыпалась и стягивалась на камбуз. На  камбузе обнаружился угрюмый кок Виктор, который с печальными вздохами разогревал вчерашний грибной суп и кипятил чайник. Матрос Игорь то садился на лавке, то снова прикладывался к подушке. Они привычно и вяло перебрехивались между собой. Предмет спора был весьма тривиален - зачем открыли крайнюю бутылку, лучше бы оставили на сегодня. Ну и поиски виноватого, как без этого. Кроме матросов был еще пассажир Сергей. Друг капитана, человек примерно нашего возраста ходил в этот рейс с чисто познавательными целями, так как рыбаком не был. Но тяге к приключениям подвластны все возрасты. Поскольку рейс перевалил уже за середину, было заметно, что Сергей сильно устал и сыт по горло этими приключениями. 

       Мы плотно позавтракали и пили чай в тепле камбуза под вздохи и унылую перебранку экипажа.

        Капитан прибыл на борт часам к 11. Был он хмур и неприветлив. Команда получила по первое число. За пьянку на борту, за непорядок, и еще всякое. Команда восприняла порку совершенно философически. Досталось и пассажиру Сергею, за то, что не предотвратил пьянку, а напртив, где-то даже поспособствовал. Сергей попытался оправдаться, потом махнул рукой и ушел в кубрик. Нас капитан тоже не обошел своим неудовольствием - не так и не там сложили свое снаряжение на палубе и не с той стороны привязали лодку. Мы стали исправлять свои упущения, а капитан прошагал на камбуз, где молча выпил чашку кофе и спустился в машинное отделение.  Вскоре застрекотал пускач, чуть погодя мерно заворчал дизель. Игорь поднял на борт трап и корабль описав циркуляцию устремился вниз по Тыму.

        "Устремился"- это конечно громко сказано, так как скорость корабля была даже поменьше, чем у моей лодочки. При движении вниз корабль развивал скорость примерно 8-10 км/час. Но подставлять лицо метели и ледяному дождю и смотреть на это безобразие в окошко иллюминатора - две большие разницы, доложу я вам. Конечно, мы были рады, что нам так повезло с кораблем.


Все на лесоповал!


         Где-то около обеда по времени капитан причалил шхуну к высокому берегу с обилием сухостоя. Был объявлен всеобщий аврал по заготовке дров. План был обозначен в полтора куба дровяных чурок и капитан Валера, в основном видимо для нас, салаг, глубокомысленно изрек: "Что на катере главное? Правильно, дрова." Я тихонько поухмылялся в душе над этой сентенцией, но спорить не о чем - дрова так дрова. И только в последующие дни, укладывая на ночь поленья в печуру посреди кубрика, я вспоминал эту фразу и полностью с ней соглашался. Кстати, на катере было три печки. 

        Ну что такое полтора кубометра дров для четырех мужиков, пусть даже и не все из них пребывали в добром здравии. Но работы на свежем воздухе прекрасно лечат подобного рода хворь. В две пилы мы быстро наваляли сухостоя и попилили стволы на чурки дровяного формата. Перекатать их под берег и погрузить на палубу тоже не составило слишком большого труда, только разогрелись.

        Дровяной бункер заполнился с верхом, капитан немного оттаял и кораблик побежал дальше.


Капитан 

        Когда работы по заготовке дров были завершены, я добыл на свет заначеную бутылку коньяка и подошел к капитану. Не очень понятно было, как он к этому отнесется и я спросил на голубом глазу: "Завалялась вот. Мне передать ее на камбуз, или...?" Капитан сверкнул прищуренным глазом: "Ну вот еще!" Покопавшись в рундучке, достал эмалированную кружку: "Наливай". "Но помаленьку". Ну, понятное дело. Ведь не ради пьянства. Плеснул на донышко по пол-глотка, выпили. И как-то сам собой непринужденно завязался разговор о том и о сем. Разговор спокойный и душевный. Не ради трепа под коньяк, а из взаимного интереса. А коньяк тот, кстати сказать, мы с капитаном пьянствовали два дня, изредка наливая в кружку по пол-глотка, да потом еще пассажир Сергей составил нам компанию. Мой напарник отказался, а команде было запрещено даже намекать. Нужно сказать, что команда вела абсолютно трезвый образ жизни до следующей длительной стоянки, но это уже в Каргаске.

        Капитан на любом корабле обречен на одиночество. Практически все решения о жизни судна и экипажа на борту он принимает единолично. И вся ответственность тоже на нем. Он должен поддерживать порядок и дисциплину  на борту, иногда принимая "непопулярные" меры, без панибратства. Наш капитан еще и вахту нес сам, команда его не подменяла совсем, лишь изредка помогала подстроить температуру дизеля путем манипуляций с краном охлаждения теплообменника забортной водой. Шесть - семь часов в день почти непрерывной вахты кого угодно сделают мизантропом. Но Валерий Анатольевич оказался доброжелательным и веселым человеком, прекрасным рассказчиком. По мере сил я пытался скрашивать ему время на вахте с коньяком ли, без. Мне было интересно слушать его истории. Кое-что, с его разрешения, конечно, я пытался записать на камеру, но шум дизеля и ветер сделали запись непригодной. Возможно что-то удастся отфильтровать, но оставим это на потом.

             Валерию Анатольевичу 71 год. Вся его жизнь связана с Рекой. Тым, пожалуй, домашняя речка. Там живет его родня и много друзей. 

        Сколько раз ходил до Ванжиля и выше, он  и сам затрудняется сказать, но не один десяток рейсов - это точно. Работал егерем в Юганском заповеднике и ликвидировал последствия Чернобыльской аварии.

        Несколько лет назад перенес тяжелейшую онкологию со всеми "прелестями" лечения: операция, химия и прочее.  Рассказывает об этом с юмором, хоть и немного грустным:

        - Когда доктор мне сказал диагноз, ну все думаю, отбегал Валера. На душе так погано. Напиться, что-ли. Я ведь до этого двадцать лет в рот не брал, да теперь что уж. Зашел в магазин за водкой - мать родная! Ни одной знакомой этикетки! Звонок другу, что специалист по этой части. Проконсультировался, купил какую-то бутылку. Домой пришел, веришь, открыть не могу. Не знаю как! Да и руки не слушаются. Опять звоню другу. Ну кое как с помощью справился. Выпил две рюмки, так повело, что холодильник с места свернул. Хмель, однако, как пришел, так же быстро и ушел. Осталась одна горечь. Ну нет, думаю, это не мой путь. Пережил все и операцию и химию. Видишь вот - бегаю.

        Капитан улыбается мягкой светлой улыбкой. Где берет силы далеко не молодой человек, чтобы так улыбаться? Не ожесточиться и не ныть, а с таким теплом и добротой отзываться о людях и улыбаться светло.

          Но время - возница не только беспечный, но и жестокий. Я тоже ощущаю это на себе. То, что понемногу уходят силы и азарт - это не самая большая беда - их хватит еще на многое. Самое страшное, что уходят люди. Старые друзья уходят, а новых таких уже не найти. Не всегда, слава Богу, они уходят за "кромку", но меняются обстоятельства жизни и вот уже нет той команды, осталась лишь память.

         Валера часто и очень тепло вспоминает свою прежнюю команду. Судя по всему, это действительно была команда единомышленников и друзей. Теперь иных уже нет, а другие далече.

         На нынешнюю команду капитан часто ворчит. Они же относятся к его ворчанию с изрядным пофигизмом.

        Я как-то поинтересовался целью похода на Тым, капитан сделал серьезное лицо и сказал:

        - это коммерческий рыболовный тур.

        Компания спиннингистов из Новосибирска отправилась на Тым до Напаса с целью отдохнуть и половить рыбу. В Напасе шхуна простояла какое-то время, а рыбаки облавливали реку выше и ниже Напаса на надувных лодочках с моторами, а когда отпуска подошли к концу, улетели вертолетом в Каргасок, а оттуда микроавтобусом вернулись в Новосибирск. Все их снаряжение осталось на корабле и теперь неспеша возвращалось домой. Рейс начался 13 августа, нынче уже середина сентября и капитан расчитывал прибыть домой в лучшем случае в конце сентября, а то в начале октября.

        - То есть, это у тебя бизнес такой?

        Капитан сделал еще более серьезное, даже строгое лицо:

        - Да это мой бизнес.

        Я поинтересовался стоимостью тура, Капитан назвал сумму. Произведя несложный расчет в уме, учитывая питание на борту и примерную стоимость горючего, я получил отрицательную рентабельность.

        - Валера, так ты ведь в ноль не выходишь. 

        Валерий Анатольевич посмотрел на меня растерянно и даже несколько смущенно:

        - Да какой там ноль! Жена дала сто тысяч, сказала: "Езжай, не усидишь ведь дома". Думал, немного ягоды да грибов купить, да нынче все дорого.

        - Я живу этим. Ну что же мне, на диван лечь? И долго я пролежу?

        Родственная "очарованная душа". Дай Бог нам и далее пробегать мимо дивана.

Команда.

Виктор

        Корабельный кок Виктор. Крупный сильный мужчина, очень спокойный. Готовит - пальчики оближешь! Заядлый и удачливый рыбак к тому же.

Игорь

         Матрос. Швартовка корабля, колка дров, топка печей и прочие разные работы по судну. Все на нем. Виктор помогает ему, когда не занят по камбузу. Работают не спеша, но споро - работа вся знакомая и привычная. На ворчанье капитана отмалчиваются, но видно, что относятся к нему с уважением.


Работа по засолке рыбы.

Сергей

         Сергей, как и мы, пассажир. Только он на корабле с момента отплытия из Новосибирска, то есть уже больше месяца. Видно что он изрядно устал, да и разные болячки обострились. В Каргаске он тоже  сошел на берег и уехал с нами до Томска. А утром я отвез его на электричку до Новосибирска.


         Вообще компания подобралась сплошь стариковская. Похоже, что Игорь был среди нас самый молодой.

         На второй день пути мы остановились в устье маленькой речки, не помню ее названия. Немного в глубине от берега уютное зимовье. Там у капитана было назначено рандеву с хозяином, но почему-то его на месте не оказалось. Ждать смысла небыло. Мы немного порыбачили. Виктор поймал приличную щучку и мы отправились дальше.

Корабельные будни

        Капитан шел не торопясь. Старенький дизель ел масло, видимо где-то залегли кольца. При попытке увеличить обороты выше средних, корпус сотрясала вибрация. Капитан материл изношенный "гудрич" и жалел побитый винт. Но корабль плывет. Приставали к берегу на обед, да и вообще, по времени шли не более 6 часов в день. Нас это полностью устраивало, да и команду  тоже. На долгих остановках мы с Виктором брали спиннинги и расходились по берегу. Щука и крупный окунь есть по всему Тыму. В основном ловили щуку на песках, а там она не слишком велика, от 1 до 2 или 3 кг. Возле устьев рек, проточек или курей всегда держится щука более крупная. Трофейной щуки нам не попалось, но около 5 кг было несколько экземпляров. Виктор оказался несколько более удачливым рыбаком, нежели я. Иногда рыбу жарили на камбузе, но ловили все же больше. Излишек щуки посолили.

        Виктор готовил каждый день свежее трехразовое питание. Готовит он замечательно. Из очень простого набора продуктов, который знаком каждому путешествующему человеку, он умудрялся сотворить вкусную и неповторяющуюся еду. 

       Игорь и Виктор ночевали на камбузе, а все остальные жили в кубрике. В кубрике стояло две железные кровати и двухъярусные нары примерно на шесть человек.  Но самое замечательное в кубрике - это была печь.

        Печь системы "Бурелиан". Поддувало с регулируемой задвижкой, при некотором опыте, позволяет настроить горение так, что одна закладка горит всю ночь, не менее 8 часов. А трубная конвекция равномерно прогревает кубрик. Первое время мне не удавалось приспособиться к регулированию заслонки, но буквально через пару - тройку ночей научился выставлять такое положение, что мы не ощущали жары с вечера и холода с утра. Печь обеспечивала равномерный обогрев помещения 8 часов.   

        Так, с частыми остановками, мы продвигались вниз по Тыму. Погода была переменчивая. Иногда ярко светило солцне, даже пригревало, а иногда набегали тучи и вода становилась свинцовой, а ветер крутил снежные вихри.

        Но вот мы снова проходим мимо Усть-Тыма и входим в Обь. Тымская бочка встречает нас сильным ветром и волнением. Нашу лодочку начинает бить о борт шхуны, нужно принимать срочные меры.

        Поход наш подходит к концу. Еще одна ночевка и уже вот он - Васюганский бар. Я стою на палубе, смотрю на Реку и уже в который раз думаю о том, что вот сейчас, в последние часы похода, я больше всего на свете хотел бы начать все сначала.

        На закате дня, 17 сентября 2018 года мы швартовались у паромной пристани Каргаска. Второй Тымский поход окончен. Наутро погрузились на Ларгуса, тепло попрощались с командой и капитаном и к вечеру уже были дома.

       Капитан Валера, дай Бог ему долгих лет и здоровья, обещал взять меня матросом в следующий рейс. Это честь для меня.