Стапель

    " Мечтайте так, как будто вы будете жить вечно..."

                                                                             В.Цой




        По какой-то причине,  сам  не  ведаю, -  то ли  с  возрастом захотелось чуть больше комфорта в походе, нежели могут дать палатка да надувнушка, то ли обострился вирус гигантизма, но захотелось мне чего-то большого и чистого... желательно белого..

Например такого:


Стал я смотреть что предлагается на рынке, да все не то. Или уж слишком большой, или слишком уж много переделок, или совсем неподъемная цена.

       В какой-то момент, обратив взор на валяющиеся в углу топор, пилу, да рубанок, я подумал: "А не сколотить ли мне кораблик самому". Не я первый, помнится, старина Ной, будучи совершенным дилетантом, вон какую забабаху сколотил, у меня же задача гораздо проще - зачем мне всякой твари да еще по паре,- мне вполне хватит кораблика, чтобы вмещал 4-5 человек и мог обеспечить более-менее сносное существование команде на борту в длинном походе.

        Тем более, что мой первый опыт судостроения имел место быть еще в 2010 году, когда под нужды похода на Тым мною был спроектирован и построен катамаран "Северный ветер", а потом каноэ "Саламандра" и моторная лодка "Сайгон"



Катамаран "Северный ветер"


     Некоторый опыт путешествий по рекам Томской и Кемеровской областей на разных «плавучих предметах» («черная резинка», байдарка «Таймень-2», резиновая надувнушка «Нырок – 2», плот на камерах, спортивный катамаран) сподвиг меня на попытку создания некоего специфичного «плавучего предмета» для решения задач относительно продолжительных, до 15-25 дней, автономных путешествий экипажем в 2-3 персоны как вниз, так и вверх по рекам со скоростью течения порядка 0.6 – 0.8 м/с, коими являются практически все реки Томской области, исключая Обь и Чулым.

           Основные требования к аппарату:

1. Безопасность. Высокая продольная и поперечная остойчивость. Секционирование надувной части, минимальная потеря плавучести при разгерметизации одной из секций. Другими словами, прорыв одной из двух секций в надувнушке может привести серьезным проблемам, если не к катастрофе. Экипаж спасется скорее всего, но снаряга скорее всего потонет. Данный уровень безопасности сочли недостаточным.

2. Разумно минимальный вес. Что означает экономию веса при постройке без фанатизма, не в ущерб прочности конструкции, т.к. чинить корабль в походе – то еще веселье! Не в ущерб безопасности и определенному уровню комфорта экипажа. В то же время, аппарат должен быть достаточно легким и компактным для транспортировки.

3. Грузоподъемность не менее 500 кг для экипажа из 2 чел. С возрастом Ваш покорный слуга невероятно разбаловался и предпочитает сидеть не на бревне, а на складном стульчике, дрова пилить бензопилой, спать не у костра, а в приличной палатке, в теплом спальнике и т.д. и т.п. Вот и получается, что экипажу просто необходимо до 70 кг. снаряжения на 20 дней. Кушать мы тоже любим, так что получается еще 70 кг. продуктов питания  на двоих на 20 дней. Нас двое на 200 кг. плюс какие-то личные вещи. Ну и двигатель с запасом горючего. Вес снаряженного корабля на старте с экипажем получается никак не меньше 500 кг.

4. Уровень комфорта. Аппарат должен вмещать все барахло не только по весу, но и по объему так, чтобы ничего не путалось под ногами, не нарушало центровку судна, не создавало никаких проблем в плавании и, в тоже время, было относительно доступно. Необходимо обеспечить экипажу возможность стоять, сидеть в любой позе, по возможности даже лежать. Учитывая продолжительность плавания это отнюдь не каприз. Кратко это можно свести к требованию наличия полезной внутренней площади корабля не менее 2 м.кв. на 1 чел. Или 4 м.кв. на объявленный экипаж.

5. Ходовые качества и энерговооруженность. Аппарат должен обеспечивать минимальную скорость передвижения с полной загрузкой не менее 8 км/час в стоячей воде. Меньшая скорость может сделать саму идею плавания вверх несостоятельной. Скорость выше 15 км/час потребует дополнительных мер по усилению корпуса корабля и приведет к резкому увеличению требуемой мощности двигателя и соответственно запасу горючего. Следует отметить, что в данном случае рассматривается только режим водоизмещения. Таким образом, скоростной диапазон корабля должен быть в пределах 8-12 км/час. Конструкция подводной части аппарата должна обеспечивать минимальное сопротивление при заданном водоизмещении и скорости и определяет мощность двигателя.

6. Стоимомость постройки. Хотелось иметь недорогой вариант корабля, поскольку есть подозрение, что это не последняя бредовая идея, которая посещает голову автора. Поскольку больше одной одновременно в ней не помещается, трудно сказать, каких затрат потребует следующая.


         В результате родилась следующая конструкция:

Конструкция отнюдь не блещет оригинальностью, но по моему мнению, в достаточной степени удовлетворяет поставленной задаче.

Основные характеристики:

  •  Длина палубы - 2.5 м
  • Ширина палубы – 2.0 м
  • Диаметр баллона - 0.6 м
  • Объем поплавков – 1.6 м. куб.
  • Максимальная грузоподъемность из расчета V/2 – 800 кг.
  • Расстояние от верха палубы до воды, при загрузке в 500 кг - 460 мм

Поплавки:

Шкура из ПВХ (Баннерная ткань), герметичные баллоны - ПЭ пленка по 2 на поплавок. Поплавок имеет две продольные ленты с люверсами. К раме поплавок крепится ПП шнуром.

Рама:

Ст. труба 28х1.0 и 30х1.0 Темный квадрат в центре на виде сверху – сетка из ПП шнура (грузовая палуба). Остальная палуба изготовлена из фанеры 14 мм. Ширина палубы по корме и на баке - 550мм, бортовые переходы шириной 400 мм. Косой крест на виде сверху – тросовые растяжки, установлены снизу рамы. Вся конструкция собирается при помощи мебельного болта М6 с колпачковой гайкой. Вес около 70 кг. из них 55% - палуба.

Рассчитан ориентировочно на двигатель 5 л.с.

Вообще-то упаковывается довольно компактно. Двухметровый чехол с трубами, они кстати легкие - 13 кг. Тюк с палубными листами и свернутыми поплавками тяжеленный, за 50 кг, зато по объему 60х60х40 см.

       Шкура из старого рекламного баннера. Шкура не герметична - ее задача держать форму и защищать внутренние герметичные баллоны из обычной ПЭ пленки. Шкуру клеил циакриновым клеем, что используют рекламщики: Cosmofen CA 12. Клей очень качественны, но очень дорогой. Шов при склейке проглаживал утюгом через бумагу. Позже использовал для склейки этой же ткани клей Cosmofen plus - желеобразный прозрачный клей, судя по запаху, на основе дихлорэтана. Написано, что применяется для склейки жесткого ПВХ. Но ткань склеивает не хуже циакрина путем частичного растворения и взаимной диффузии верхних слоев ПВХ, причем, при высыхании шов эластичнее, чем у циакрина. Полагаю, можно применять и его, благо дешевле циакрина на порядок. В шкурах проделаны отверстия для засовывания внутренних баллонов. Отверстия устроены как шнуровка на старинных футбольных мячах. Для изготовления двух колбасок по 4м длиной и диаметром 0,6м у меня ушло полтора банера 3х6 м. Клей Cosmofen CA 12 дорогой ужасно. У меня его ушло 9 упаковок по 20гр. По краям шкур приклеены полосы с люверсами для крепления бананов шнуром к раме. 

       Герметичные баллоны делаются следующим образом: на 4-х метровый "банан" берется четыре 6-ти метровых отрезка ПЭ пленки (трубы диаметром 1.5 м. Если найдете меньшего диаметра, то лучше меньшего, но не меньше диаметра шкуры!). Толщина пленки особого значения не имеет - травит одинаково. Нужно внимательно смотреть на качество пленки - наличие пузырьков, складок и другого брака - это важно. По две трубы всовываем одна в другую. Т.е. получаем две двойные трубы на одну шкуру. Края герметизируем следующим образом: пленку изнутри (обе трубы) на расстояние примерно 10-15 см. от края промазываем солидолом (или иной густой смазкой) складываем смазанный край вдвое (10-15 см) и начинаем собирать гармошкой. получившийся узел утягиваем либо шнуром, либо хомутом, но обязательно через прокладку из куска ткани ПХВ, чтобы хомут не задрал и не порезал пленку. В противоположный узел на каждой трубе вкладываем какую-либо трубку, достаточно жесткую, чтобы не пережималась хомутом. Я использовал топливный шланг. На внутреннем конце трубки наматываем слой изоленты толщиной в 0,5 см, чтобы не выдернуть случайно трубку из баллона. Оба баллона засовываем в шкуру паралельно по всей длине.Трубки выводим через шнуровку. Накачиваем обычной лягушкой оба баллона примерно одинаково. Большого давления не требуется, так как, в отличие от лодки, "бананы" не служат несущей конструкцией, жесткость корабля обеспечивает стальная рама. Даже если "бананы" потеряют давление настолько, что сплющатся до овалов, они по прежнему будут выполнять свои водоизмещающие функции. Я затыкаю трубки обычными деревянными чопиками, не сильно усердствуя, чтобы легко было вытаскивать без пассатижей.

Преимущества данной конструкции:

- дешевизна - сами можете убедиться, все стоит сущие копейки. Основные затраты - ПЭ пленка, ее нужно много, у меня ушло 48 м

- очень высокая надежность - поскольку баллоны накачиваются относительно слабо - они и легко выдерживают механические воздействия. За три похода у меня нет ни единого повреждения шкуры. Пишут, что подобную конструкцию используют с успехом и на горных речках по камням. При повреждении одного герметичного баллона в шкуре, другой баллон полностью замещает утраченый объем, и Вы можете это даже не заметить, разве что по изменению давления.

Недостатки:

- ПЭ пленка, к сожалению, сама по себе не герметична и травит по площади за счет микроотверстий. Баллоны приходится подкачивать каждое утро, а при продолжительных переходах и в обед.

- скачивать баллоны дольше, чем их накачивать.

         Катамаран получился вот такой:



       Катамаран прошел сплав по р. Чулыму от р.п Тегульдет до до п. Черный Яр около 200км. Сплав по р. Четь около 270 км. Поход по Оби и Тыму, около 500 км в оба конца.

       Потом катамаран был дан на сплав малознакомым и, очевидно, не слишком порядочным людям. Корабль ко мне не вернулся. Ладно бы пользовались - не жалко, а то просто бросили на берегу.


Каноэ "Саламандра"


        Для строительства катера была выбрана реечная технология с последующей оклейкой стеклотканью на эпоксидной смоле. У этой технологии масса преимуществ: легкость конструкции, прочность и прекрасная способность апроксимировать выпукло-вогнутые поверхности.  Но чтобы почувствовать, нужно попробовать. В программе "freeship" построил поверхность симметричной лодочки длиной 3,5 метра, шириной 1,1 и высотой борта 0,4. и заготовил реечку толщиной 6 мм и шириной 30 мм. Кромка реечки обрабатывалась радиусной фрезой D6 для образования вогнутой канавки, а противоположная грань просто скруглялась рубанком. Для такой маленькой лодочки набор не нужен, поэтому строил на "болване". На "болван" пошел старый шкаф из ДСП.



           На болване склеил штевни.


        Для склейки штевней, а также для склейки реечек между собой применял клей ПВА класса D4. После склейки и обработки штевней, приступил к обшивке корпуса. Реечки крепил к болвану степлером, канавкой вверх. В канавку шприцем наносил клей и укладывал следующий ряд. Процесс не быстрый, так как укладывал не более трех поясьев за раз с каждой стороны, потом давал клею возможность схватиться, во избежание коробления корпуса. Продольно реечку склеивал "на ус".


         После сборки обшивки, удалил скрепки и зашлифовал поверхность шлифмашинкой. В местах, где требовалось,  зашпаклевал.
Шпаклевку изготовил из эпоксидной смолы с добавлением 5-7% ацетона и аэросила в качестве наполнителя. Шпаклевка по консистенции и по виду похожа на солидол. Когда шпаклевка полностью встанет, нужно еще раз зашлифовать и попылесосить поверхность и можно приступать к оклейке стеклотканью.

        Стеклоткань использовал сатиновую, плотностью около 250 г/м.кв. Эпоксодную смолу применял DER 331 в паре с отвердителем Этал-45. Кстати, отечественная смола ЭД-20 ничуть не хуже для этой цели, разве что встает чуточку дольше. Для оклейки "Сайгона" применял ее. Отвердитель Этал хорош тем, что в течение 3-4 часов компаунд не желируется и не разогревается при смешивании, что позволяет работать с большим объемом спокойно и без спешки. Полностью встает за сутки при температуре 20С. Минусом Этала можно было бы считать его темно коричневый цвет, но в данном случае это скорее плюс. Процесс оклейки корпуса:

          

       Поскольку "в одного" просто никак - матрос принял активное участие. Перед укладкой стеклоткани на поверхность кистью наносил смолу и пока она еще не желируется, укладывал ткань полосой повдоль со стыком на киле. Затем ткань пропитывал смолой с помощью той же кисти и проглаживал, "осушая", пластмассовым шпателем. В компаунд добавлял немного ацетона для снижения вязкости. После того как смола желировалась, но еще не полностью встала (часов через 6-8), нанес еще один слой смолы. Когда смола полностью встала, аккуратно разметил линию борта и опилил ее электролобзиком. Затем лодочку снял со стапеля и повторил оклейку для внутренней поверхности корпуса. Внутренний слой стеклоткани завернул на борт, на внешнюю поверхность санитметра на 2-3. Затем установил привальный брус (планка 10 х 50) который перекрыл нахлест стеклоткани, установил заранее оклеенные стеклотканью фанерные деки в оконечностях и вклеил блоки плавучести, литров по 7 каждый. Борта скрепил двумя клееными распорками. Все не оклеенное тканью дерево покрыл компаундом. Внешнюю поверхность лодочки отшлифовал  (вернее заматировал) шлифмашинкой и покрыл полиуретановым яхтным лаком. Сделал остяцкое весло и лодочка готова.


        Лодочка поехала на ПМЖ в тайгу к моему другу.



Моторная лодка "Сайгон"


         Однако, "Саламандра" всего лишь "проба пера". Для меня она практического смысла не имела, кроме как "пощупать" технологию. Потому и уехала к моему другу - там, на пойменных озерах она будет в самый раз. Весит она всего около 10 кг., перетаскивать из реки в старицу легко, хоть волоком, хоть на весу.

     Мне же захотелось сделать что-то практически целесообразное для походов средней и большей протяженности. Что-то относительно быстроходное и главное экономичное под маломощный мотор.

        Так родился проект моторной лодки "Сайгон". Лодка имеет U - образный профиль. Размерения: длина полная 4,7 м, ширина на миделе 1,1 м, высота борта на миделе 0,46 м. Корма приподнятая, круглая, слегка скошенная. Обшивка реечкой 40 х 8.

         Для такого размера лодочки жескости одной обшивки маловато, поэтому потребовались шпангоуты. Размер шпации и сечение шпангоутов по рекомендациям Д.А. Курбатова. Теоретический чертеж был построен также с помощью программы Freeship. Чертеж шпангоутов был распечатан на бумаге в натуральную величину.


         Затем чертеж переносился на плаз с помощью гвоздика и молотка и по чертежу на плазе выклеивался ламинированный шпангоут. Малая килеватость корпуса позволила выклеивать его целиком, не разрезая на ветви, что существенно облегчило этап изготовления шпангоутов.  Когда шпангоуты были склеены, отфугованы и зашлифованы, наступил черед установки их на стапель. Нужно сказать, что само изготовление шпангоута требует максимальной аккуратности и точности. Выклеенный шпангоут должен максимально точно, до милиметра, соответствовать линии чертежа. До снятия с плаза шпангоут должен быть укреплен вспомогательными планками и раскосами, так как остаточная упругая деформация его обязательно поведет и потом на стапеле будет весьма проблематично вернуть ему верную геометрию. Установка шпангоутов на стапель требует еще большей точности и скрупулезного подхода. Приходится позиционировать шпангоут одновременно в трех плоскостях с бог знает сколькими степенями свободы. В одного это адов труд, абсолютно не для слабонервных. Но этот труд необходим, так как малейшая незаметная ошибка на этапе изготовления шпангоута, а особенно при его установке, обязательно  вылезет грубым косяком на обшивке, когда ничего уже изменить нельзя. 



       Установил шпангоуты на стапель, установил форштевень и врезал в шпангоуты киль. Киль выступает над шпангоутом ровно на 8 мм, так чтобы после обшивки получилось ровное гладкое днище. Накладного фальшкиля лодка не имеет. После этого приступил к обшивке поясьями реек от борта к килю.




      Рейки обшивки заготавливал так же, как и для "Саламандры", только канавку делал фрезой D10. Фреза на 6 мм маловата, на 8 не нашел, только на 10. Ее и использовал. Поясья крепил к шпангоутам шурупами из нержавейки. Дорогое это удовольствие. До сих пор не знаю, так ли уж необходимо было использовать нержавеющие шурупы, ведь прямого контакта с водой у них нигде нет, наверное пошли бы и фосфатированные. Но хуже ведь не будет. Транец изготовил из фанеры толщиной 24 мм. И вот наконец лодка обшита, зашлифована, прошпаклевана эпоксидной шпаклевкой и снова зашлифована. Лодка готова к оклейке. Процесс оклейки ничем не отличается от подробно описанного выше при постройке "Саламандры". Разве что внутреннюю оклейку производил полосами между шпангоутами. Толстая стеклоткань не очень хорошо огибает углы шпангоутов. Все деревянные поверхности покрыл компаундом. Установил блоки плавучести в корме и в носу, общим объемом литров 25-30. Установил сидение рулевого. Сделал его с фигурным вырезом, чтобы сидеть вполоборота, спиной к правому борту. Мне так показалось удобнее. В носу настелил довольно большую, слегка выпуклую деку. Получился довольно вместительный защищенный форпик. На некотором расстоянии от миделя в нос и корму на шпангоуты установил крепления для двух съемных банок.

 


        Вот такая получилась лодочка. Первая ночевка лодки на Кетском песке, после первого трудового дня.



         Вес лодки, вместе с деревянными пайолами, банками и веслами составил 51 кг. То есть кораблик без особенного напряга водружается на крышу авто. Так он и путешествовал на багажнике моего Ларгуса в Белый Яр и обратно. В тот раз экипажем из трех человек мы поднялись по речке Лисица немного выше поселка Лисица, затем вернулись в Кеть и поднялись по Кети до п. Макзыр. Основным лагерем простояли несколько дней на песке у макзырского бора, откуда поднимались до п. Клюквинка по речке Чачамге.

        За весь поход не было абсолютно никаких нареканий на недостаточную жесткость конструкции или на качество и целостность оклейки. Никаких замечаний к технической и технологической стороне вообще не было. В плане практического использования технология зарекомендовала себя наилучшим образом. Никаких трещин, сколов, протертостей не замечено.

       Лодка относительно легкая, а корма довольно узкая, приподнятая и круглая. Вроде как не совсем удобно и, конечно, ни о каком глиссировании даже речь не идет, но при равномерной загрузке такая форма позволяет держать скорость 12-14 км/час при нагрузке в 3 тела по 90кг и около 50 кг барахла в лодке против течения Кети в пол-газа под моим P5t.

        Вообще нужно отметить что форма получилась на редкость удачная в плане экономичности. Кораблик с общей массой в 400 кг идет со скоростью около 15 км/ч и тратит на это 1 л в 1 час! В расчете на 100 км жига по трассе тратит больше. При всем том, что кораблик довольно узкий, двое не маленьких мужиков сидят в ряд даже не в самом широком месте. Разумеется, ходить в лодке и даже вставать не рекомендуется, рыбачить только прижав попу к банке. 

        У меня были еще некоторые сомнения по поводу зимовки - кораблик зимовал на улице, установленный на козелках и прикрытый куском баннера. Снегом занесло так, что и не видно. Как то поведет себя оклейка на морозе? не потрескается ли? Весной кораблик вытаял в лучшем виде. Никаких последствий зимней стужи не обнаружено.

    При определенном навыке лодка вполне остойчива даже на поворотах, просто нужно понимать, что в ней можно делать, а от чего лучше воздержаться.  Если Вы обратили внимание, скула на всем протяжении носового сужения выпуклая. Это увеличивает коэффициент полноты и кораблик весьма резво всходит на волну. При большой загрузке и при относительно низком надводном борте меня беспокоило расхождение с моторками и катерами на Кети, но абсолютно беспроблемно лодочка взбегала на волну, выходя на нее даже под углом. Но, как известно, у всего есть оборотная сторона. Вогнутая скула заворачивает волну и отбрасывает ее горизонтально, собственно, это ее предназначение в основном, А выпуклая скула "сплачивает" волну и отправляет ее по борту вверх. Даже при небольшом встречном ветре и ряби достается даже рулевому. Если присмотреться, то можно увидеть неширокие крылышки - брызгоотбойники в носу. Они помогали, но слабо. Буду делать что-то вроде полога, на манер мотоциклетного колясочного, чтобы сидящий впереди мог  прятаться за ним от брызг. И еще, по совету друзей, более солидный брызгоотбойник на скуле. 

      В предстоящем сезоне на лодочку очень большие планы.


Катер "Seeadler"


       Итак, настала пора переходить от игрушек с  серьезному судостроению. Сначала была мысль о восьмиметровом каютном катере, как о минимальном размере, при котором обеспечиваются мои скромные запросы: каюта на три тела, холодильник, бар, душ, солярная палуба, кают-кампания, топливный танк на пол-тонны, электрический брашпиль, газовый котел, ну и так кое-что по мелочи. Прикинул эскизный проект в части затрат и вынужден был решительно наступить на горло собственной песне и закатать губу на четверть оборота.

       В итоге остановился на Курбатовском "Крабе" с небольшими изменениями.

Основные размерения:

длина 6,5 м

Ширина 2,1 м

Высота борта на миделе 0,9 м

КВЛ 0,35 м

Водоизмещение по КВЛ 1,438 т

Килеватость 12 град.

Шпация 0,45 м

Обшивка рейкой 12 мм с двойной внешней оклейкой и одинарной внутренней.


       Теоретический чертеж:


      Изготовлен первый шпангоут:


       На плазе половинка пятого:


     Мидель-шпангоут:


       Собраные шпангоуты:


       На сегодня собраны все шпангоуты. Приступил к заготовке обшивочной рейки. Объем весьма приличный для моей микростолярки. После заготовки рейки, наверное уже в октябре, буду утверждать стапель и начну сборку корпуса корабля.


25.04.2018


25.10.2019

Сегодня завел мотор. Двигатель от мотоцикла "Урал" после капремонта. Двигатель оборудован электрическим стартом. Завелся как миленький. 

Без проблем конечно не обошлось. Первый карбюратор льет - толи игла не держит, толи поплавок тонет. Нужно смотреть. Настраивать нужно и карбы и зажигание. Все выставлено по среднему значению. Но тем не менее, завелся и работал устойчиво. Теперь, наверное, уже оставлю до весны. Двигун стоит на улице, а сегодня вовсю идет снег. 

Мои попытки заложить стапель в зале первого этажа (нежилого пока) натолкнулись на сопротивление супруги. Моя мастерская на первом этаже дома не встечает поддержки с ее стороны. (мягко говоря. Очень-очень мягко). На следующее лето запланировано строительство эллинга. 

И только потом...


30.09.2021

          Два года назад пространство, предназначенное под эллинг выглядело вот так:

Теперь на этом месте капитальный эллинг площадью 50 м.кв.

          А еще утвержден стапель и в основном установлен набор.

  


08.09.2022

Работы по строительству корпуса корабля в основном закончены. Осталась только грубая обдирка поверхности, шпаклевка, двойная оклейка, грунтовка и окраска. А в промежутках шлифовка, шлифовка и снова шлифовка.